?

Log in

No account? Create an account

heavytransport


Негабаритные перевозки


Previous Entry Share Next Entry
Негабаритные хроники. Сказ о МАЗ-535
cprazdnikom wrote in heavytransport
Решил открыть историческую страничку в нашем блоге и написать о машине - символе эпохи, точнее о самой первой модификации, о МАЗ-535. В 1950-х годах как никогда остро встал вопрос о создании новых современных большегрузных транспортных средств, ведь на дворе была холодная война и постоянно требовалось таскать туда-сюда ракеты. Тогда и вышло скучное постановление совета министров "О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей". Далее директива ушла на заводы МАЗ и ЗИС. А что вышло в итоге, я расскажу внутри поста.




Задача стояла непростая - авто тягач с колесной формулой 8х8, который может буксировать грузы массой 10 тонн. Клиренс - не менее 50 см, а максимально преодалеваемый подъем - 30% и броды до 1,5 метров. Быть простым в управлении, маневренным и экономичным, в общем, быть пригодным к военной службе в условиях советского бездорожья.



Для разминки на Минском автомобильном заводе под руководством многоуважаемого Б.Л. Шапошникова был построен одноосный чудовоз МАЗ-529В "скреппер", который мог работать лишь в сцепке с полуприцепом. Впрочем, чтобы понять, что это за чудо-машина, лучше посмотреть фото и МАЗ-528 - тягач для работы с навесным бульдозерным оборудованием. Колесная формула была 2х2 и 4х4 соотвественно.



Обе разработки в будущем стали базами для разнообразной спецтехники: 529й - возил ракеты, а 528й стал базой для внедорожной техники. Правда, как у любых экспериментальных разработок, у каждой были свои минусы. Но в будущем они оба пошли в серию и один стал первой моделью завода Белаз, а второй превратился в МоАЗ-546. Но разговор сейчас не о них.



Так вот, в 1956 году были выпущены первые опытные образцы МАЗ-535 - полноприводные тягачи с двигателями мощностью 375 л.с. для буксировки ракет массой 10 тонн. Модификацию 535 и 535А можно назвать балластными, ибо они не имели седельно-сцепного устройства, а вот выпущенная позже модификация 535В имела такую возможность. Основной полуприцеп - МАЗ-5248, его грузоподъемность была 25 тонн. Как можно догадаться, все полуприцепы и тягачи того времени строились под определенные цели, а конкретно эта сцепка - под перевозку оперативно-тактической ракеты 9М71 "Темп". А МАЗ-535А использовался как тягач транспортных тележек ракет Р-12, Р-14, РТ-15, Р-26, ГР-1, Р-36.

Дальше больше. В 1958 году Борисом Шапошниковым разработан седельный тягач МАЗ-537, легенда Советского Союза, тягач, который до сих стоит на вооружении вооруженных сил Российской Федерации. Его сердце - Д-12-525 мощностью 525 лошадиных сил. Максимальная нагрузка на седло - 25 тонн. А общая масса автопоезда - около 86 тонн. О нём я по традиции расскажу в следующий раз.



Это первой пост из серии постов о большегрузной технике из прошлого. В следующий раз я напишу о МАЗе-537, а в дальнейшем собираюсь описать всю технику отечественных и зарубежных производителей, которая была предназначена для перевозки крупно-габаритных грузов.
Информация была раздобыта с портала http://legion.wplus.net/guide/army/tr/maz535.shtml и сайтов на которые он ссылается.


  • 1
Спасибо за пост.Очень интересно...Как говориться: Кто не знает прошлого - у того нет будущего.))))

Двухколесный тягач это интересно, а как им рулить?

Да, действительн, через фрикционі.

Рулём - куда руль повернул, туда и машина.
Трактор колесный сочлененный видел? Т-150К, Кировец, К-700 и т.п.? Именно так.

Про сиськи не написал ни слова, но все-равно полезный псто!

А это совсем недавно 2006 год


Выгрузка большегрузных контейнеров с барж Енисейского пароходства на Ванкоре (р. Большая Хета)

Смотрите, что углядел


клиренс - видимо, имелись в виду сантиметры, а не мм?

спасибо сейчас исправлю.

трактористы!))

спасибо! жду продолжения!

Последняя фотография в посте очень ностальгичная. Меня отец в 1993 году в такую поездку взял - танковый полк переводили в соседний город. Как раз такой колонной и ехали. Вот только не помню, на платформах стояли Т-62 или уже Т-72. Если шестьдесятдвойки - то в одном из тягачей на фото могу сидеть я!

  • 1